Картина мира смыслов
В предыдущей части этой главы мы с вами
коснулись понятий, которые до сих пор еще по-настоящему не рассматривали, но
без понимания которых дальнейшее движение невозможно.
И прежде всего мы ввели такие термины, как уровень упорядоченности и
упорядоченность смыслов. Нам придется добавить в связи с этим еще один термин -
информация.
Наше сознание - это информационная структура. Благодаря сознанию мы познаем
мир, открываем его новые стороны, преобразуем его. Сознание пользуется в своей
работе внешней упорядоченностью, извлекая из нее смысл - то есть информацию.
Например, мы прочитали книгу, состоящую из определенной последовательности знаков.
Но мы же не просто прочитали - мы поняли ее! Мы воспользовались содержащейся в
книге информацией... Стоп-стоп!
Но содержится ли в книге информация как таковая? Не спешите отвечать, сначала
подумайте. Вы смогли бы понять книгу, если не знаете языка, на котором она
написана? А если бы это была книга из другой Вселенной, где каждое слово
описывает процесс, никогда нам не встречавшийся?
Конечно, нет! Что это значит? Это значит (хоть звучит это и парадоксально), что
на самом деле в книге... не содержится ровным счетом никакой информации!
Непонятно? Подумайте: если бы в книге содержалась информация как таковая, эта
информация была бы доступна абсолютно всем, ее мог бы просто взять и извлечь из
книги и абориген Новой Зеландии, и марсианин, и дворник дядя Вася, и именитый
академик - причем для всех них информация была бы абсолютно одинаковой, ведь
она уже заложена в книге в фиксированном и неизменном виде.
Но что получается на самом деле? Марсианин не извлекает вообще ничего, так как
даже предмета такого на Марсе не существует; абориген извлекает информацию о
том, что это - книга, иной информации для него в этом предмете нет; дворник
дядя Вася извлекает информацию, что в книге рассказывается, как одна баба под
поезд бросилась, а академик делает выводы о психологизме Толстого, о поэтике
его строки и рассуждает о литературоведческих нюансах построения образа Анны
Карениной.
Книга - одна, а каждый извлек из нее что-то свое, а кто-то и вовсе ничего.
Лишнее подтверждение тому, что дело не в объективно заложенной там информации,
а лишь в системе ключей, которой располагает каждый, кто вступает во
взаимодействие с данным объектом.
Есть свидетельства ученых, согласно которым древнеегипетский язык иероглифов
невозможно было расшифровать, пока не был обнаружен знаменитый Розеттский
камень, на котором был зафиксирован один документ на двух языках,
древнеегипетском и уже известном. Затем шаг за шагом удалось подобрать значения
не упоминавшихся в документе знаков - при этом исследователи исходили из
допущения, что в индийских текстах использовались те же самые расхожие
человеческие понятия, что и у нас. Если бы там использовались какие-то другие,
не человеческие понятия, а, например, понятия цивилизации собак, то расшифровка
бы точно не удалась: ведь среди основополагающих присутствовали бы обозначения
свежести косточек и запаха течной сучки. Исследователи бы гадали - гадали, как
это перевести на человеческий язык, да так бы ни до чего и не додумались -
просто потому, что в человеческом восприятии нет понятий, эквивалентных данным.
Как мы уже поняли, даже при чтении текста на известном языке каждый увидит там
что-то свое - что же говорить о чтении на неизвестном языке!
Итак, извлечь информацию из текста и восстановить смысл только на основе набора
знаков (коим, собственно, и является книга) невозможно, если сам не являешься
носителем одновременно и смыслов, и языка, на котором написан текст. Да и то
восстановление получается не совсем точным. Причем, подчеркиваю, очень важно
для извлечения информации быть именно носителем и языка, и смыслов. Если мы
владеем языком, на котором написана книга, - мы ее прочитаем. Если смыслы,
содержащиеся в книге, содержатся и в нас - мы их поймем. Если мы не знаем даже
отдаленно, что такое любовь между мужчиной и женщиной - не только сами этого не
испытывали, но даже ни разу в жизни не встречались с подобным явлением, -тогда
"Анна Каренина" действительно будет лишь книгой о несчастном случае
на железной дороге, и не более того. А если никогда не видели поезда и не знаем
о существовании железной дороги - роман станет для нас убого-фантастическим
повествованием о том, чего на самом деле не бывает. Процесс постижения
информации - это процесс сравнения некоего ряда знаков с теми смыслами, которые
уже известны нам. Если смысл неизвестен - знаки становятся бессмысленными.
Знание языка и подразумевает наличие в сознании схемы соответствий его слов
элементам уже имеющегося опыта. Сознание, читающее текст, обладает в себе
системой его
элементов.
Это происходит потому, что текст - это только знаки, произвольно "прицепленные"
к смыслам. Например, есть смысл "собака". Ее видел каждый. Но слово
"собака" не имеет никакого отношения к самой собаке (дети мудры,
называя это животное просто "гав-гав"). В русском это будет
"собака", по - латыни "канис", по-французски
"шьен", по-английски "дог", по-немецки "хунд"...
Ничего общего! Тем более ничего общего между смыслом, значением слова и его
начертанием.
Так где же заложена информация - в книге? Нет, нет и еще раз нет - она заложена
в нас самих.
Не случайно говорят: приобретение нового знания - это вспоминание того, что мы
уже знали, но забыли. Чтение - это оживление спящих смыслов, уже живущих в нас.

А что же представляет собой книга, если в ней на самом деле нет ни грана
информации? Она, собственно, и представляет собой некую инструкцию, по которой
наше сознание вызывает в себе последовательность ощущений и образов, полученных
в опыте и хранящихся в памяти. Только и всего - инструкция, путеводитель, набор
знаков, ключей, высвобождающих информацию в нашем сознании. А что важно для
такой инструкции? Последовательность событий. А последовательность, таким
образом, что? Правильно, упорядоченность!
Инструкция для прочтения ее сознанием, для понимания, для извлечения из
сознания информации, которая сама по себе не содержит ничего, кроме
упорядоченности, не содержит никакой информации, и называется текстом.
Каким качествам должен отвечать текст, кроме того, что его элементы соответствуют
некоей таблице смысловых ключей, содержащейся в его авторе (и, возможно, в
читателе)? Он должен быть упорядоченностью - причем упорядоченностью весьма
специфической. С одной стороны, он должен состоять из ограниченного набора
элементов, потому что таблица соответствий - кодов не может быть бесконечной. А
с другой стороны, комбинации этих элементов должны варьироваться невероятно
широко, хотя и с соблюдением определенных правил.
Почему сочетания элементов в тексте должны варьироваться шире, чем собственно
его элементы? Потому что текст, потенциально содержащий информацию, принадлежит
одному уровню упорядоченности, но описывает следующий, более сложный. Как в
книге: буквы - это напечатанные картинки, но они описывают все что угодно.
Текст - это саморазвивающаяся структура, ведущая от простого к сложному. Причем
чем более сложные уровни закономерностей текст описывает, чем более сложна его
система ключей - тем больше текст напоминает хаос! Для ребенка, который лишь
осваивает букварь, роман Достоевского покажется бессмысленным набором знаков -
хаосом.
Следовательно, даже если мы и не сумеем прочитать текст, лежащий перед нами, мы
всегда можем узнать, является ли последовательность чего-то перед нами текстом.
Его выдаст ограниченный набор элементов, соблюдение правил, огромное
варьирование комбинаций этих элементов...
Итак, информации в чистом виде не существует. Есть только текст в виде
упорядоченности и сознание, способное прочитать этот текст потому, что уже
содержит в себе элементы этой упорядоченности.
Давайте теперь уточним такую вещь: что можно понимать под текстом? Только
книгу, письмо, автореферат? Нет, не только. Давайте взглянем шире: текст - это
определенная система знаков. Правда, под это определение подходит огромное
число объектов. Светофор - система знаков, и следовательно, определенный текст.
Знаки дорожного движения - то же самое, грамотный автолюбитель читает дорогу,
как текст. Скажем больше: под такое определение текста подходит весь наш мир!
Смотрите - он ведь состоит из ограниченного набора элементарных частиц,
которые, подчиняясь определенным правилам, иногда причем не нарушаемым (не
бывает атомного ядра из двух протонов), варьируют между собой, организуясь в
большие структуры, те, в свою очередь, - еще в большие, те - еще в большие... Ничего
не напоминает? Да-да, 33 буквы объединяются в слова, слова - в словосочетания,
словосочетания - во фразы, фразы - в абзацы, абзацы - в главы, главы - в книги,
книги-в тома, тома - в библиотеки...

Наш мир - это текст. Текст невообразимой сложности, но все-таки текст. А текст
- это потенциальный носитель информации, это инструкция для извлечения этой
информации из собственного сознания. Но человек не обладает всеми смыслами
этого текста - потому что он находится в самом начале процесса познания.
Поэтому очень многое в мире человеку не понятно. Так же, как ребенку не понятен
Достоевский.
Так из чего же состоит процесс познания?
Процесс познания состоит из того, что сознание копирует в себе упорядоченность
того, что познает. После этого мы приходим к пониманию познанного.
Действительно, мы услышали фразу - "мальчик взобрался на дерево".
Положим, нам пришлось получить объяснения, что такое мальчик, что такое дерево
и что такое взобрался. Но после этого у нас в сознании остался отпечаток
услышанной нами упорядоченной комбинации слов. Теперь мы знаем, что это такое!
Соответственно, в процессе познания сознание усложняется, повторяя в своей
структуре предметы своего познания! Если мы познали язык, в нас есть все его
слова и потенциально - все смыслы, которые может создать язык. Это очень важный
вывод - познание означает слияние с предметом познания. Сознание имеет внутри
себя текст, несущий информацию о познанном!
(А значит, в нашем сознании также присутствует текст- маленький мир,
соответствующий по упорядоченности познанному человеком фрагменту большого
мира! В нас содержится кусочек мира со всеми его законами! И скоро мы узнаем,
что на самом деле часть сознания человека расположена во внешнем мире! А раз
сознание имеет внутри себя упорядоченность, то оно распространяет во внешнем
мире ее же!)
Причем, что самое интересное, в процессе познания смысл, придаваемый человеком
скопированным в его сознании фактам, может быть произвольным! Он совершенно не
обязательно должен соответствовать истинному смыслу наблюдаемых им событий.
Главное - чтобы была скопирована упорядоченность!
Удивлены? Но давайте посмотрим, как познает мир ребенок. Он попросил у мамы
купить дорогую игрушечную машинку. Но мама не стала машинку покупать. И ребенок
делает вывод, что мама не хочет купить ему машинку, а значит, его не любит. Но
на самом деле мама любит его и очень хочет купить малышу машинку, просто у мамы
мало денег, потому что у нее маленькая зарплата, потому что она плохо училась и
ничего не умеет.
Но ребенок делает свой вывод - и он по-своему прав. Потом он, уже став
взрослым, может быть, поймет, что на самом деле он вкладывал неверный смысл в
познанную им закономерность! Мама не покупает машинку - эту закономерность он
познал. Но в детстве и во взрослом состоянии он вложит в нее разный смысл: в
детстве - что мама его не любит, во взрослом состоянии он поймет, что зря всю
жизнь злился на маму и обижался, что она его не любит, потому что на самом деле
это не так.
Почему он не мог сразу узнать этого взрослого смысла происшедшего события?
Потому что, как мы говорили, смысл - это отпечаток события в опыте. Кругозор
малыша был недостаточен - он гораздо меньше, чем кругозор взрослого человека, в
этот кругозор уже входили понятия "любит - не любит", но еще не
входили понятия "зарплата", "работа", "деньги",
"дорого стоит". Вот если бы у него был тот же опыт, что и у мамы,
тогда бы он понял маму и не обиделся на нее. Одинаковый смысл из события могут
извлечь только люди с совершенно идентичным опытом, которые видят одни и те же
причины и следствия событий и взаимодействуют с ними на одном и том же уровне.
Но разве только опыт взрослого и ребенка так сильно отличается, что приводит к
полному непониманию? Да нет, то же самое сплошь и рядом происходит и со
взрослыми людьми.
Каждый человек познает мир, находя в нем свои смыслы. По большому счету, все
смыслы, которые обнаруживают все люди, неверны, так как являются
антропоморфными (то есть истолковывающими мир с очень узкой, человеческой точки
зрения, тогда как мир создавался не человеком и не по человеческим законам).
Вот типичный пример: когда-то люди считали, что магнит с железом притягиваются
из-за любви, причем возникали ожесточенные дискуссии, "кто" любит
"кого" - магнит железо или железо магнит. Вот что значит
истолковывать мир исходя из чисто человеческих представлений.
Но по мере расширения нашего кругозора мы вынуждены свои представления о мире
расширять и дополнять. Так, ньютоновская механика сменяется теорией
относительности, а евклидова геометрия оказывается только частным случаем
геометрии пространств...
Таким образом, человек постепенно идет от своих искаженных представлений о мире
к более утонченным представлениям.
Так что познание - это процесс, который шаг за шагом создает в сознании
упорядоченность, присутствующую в мире, и тем самым приближает наш набор
смыслов к истинному набору смыслов, скрытых в мировом тексте. Но окончательное
приближение может произойти только тогда, когда в сознании будет продублирована
вся упорядоченность мира.
Итак, если мы наблюдаем только часть процесса и не видим всего процесса в целом
- найти его истинный смысл невозможно. Так же, как ребенку, видящему только
часть процесса - мама не купила машинку - и не видящему всего, что связано с
работой и зарплатой, невозможно понять истинный смысл события. Это тоже очень
важный вывод, который мы оставим на будущее.
Итак, что же у нас с вами, уважаемые читатели, получается? Интереснейшая вещь
-наше с вами сознание. Интереснейшее явление - человек. Не просто животное на
затерянной в Космосе пылинке Земле - но существо, неотрывное от фундаментальных
законов мироздания!
Наше существование связано с порядком и хаосом, энтропией и энергией, текстом и
его смыслами... И скоро мы с вами узнаем, что процесс постижения нами
реальности и нашего мышления - это часть процесса творения многослойной
реальности. То, что присутствует в нашем сознании, - реальность!
А пока сформулируем вывод.
Каждый человек - это существо, разрушающее упорядоченность низкого уровня и
использующее освободившуюся энергию для создания упорядоченности более высокого
уровня, прежде всего смысловую, соответствующую упорядоченности познаваемого
человеком в поисках смысла мира.
Раньше Дальше
|